суббота, 22 августа 2009 г.

Пруст, братушка ж ты мне

Жильберта все не появлялась на Елисейских полях. А между тем мне

необходимо было ее видеть: ведь я забыл даже, какое у нее лицо. Тот

пронзительный, подозрительный, требовательный взгляд, каким мы смотрим на

любимого человека, ожидание слова, которое подаст или же отнимет у нас

надежду на завтрашнюю встречу, вплоть до мгновения, когда это слово

произносится, радость и отчаяние, поочередно или же одновременно рисующиеся

нашему воображению, - все это рассеивает наше внимание, когда мы стоим лицом

к лицу с любимым существом, и мы не в состоянии удержать в памяти отчетливый

его образ. Кроме того, быть может, активность, проявляемая всеми нашими

чувствами сразу, силящаяся с помощью одного лишь зрения познать

сверхчувственное, чересчур снисходительна к многообразию форм, ко всем

привкусам, ко всем. движениям живого человека, которого мы обычно, если мы

его не любим, держим в неподвижном состоянии. Дорогой нам облик, напротив,

перемещается: снимай всякий раз получаются неудачные. По правде сказать, я

уже не видел черт лица Жильберты, за исключением тех божественных мгновений,

когда она их мне открывала; я помнил только ее улыбку. Как ни напрягал я

память, я не мог восстановить любимое лицо, зато я с досадой обнаруживал

вырисовавшиеся в моем воображении с предельной четкостью, ненужные мне,

яркие лица карусельщика и торговки леденцами: так утратившие любимого

человека, которого они и во сне никогда не видят, приходят в отчаяние от

того, что им вечно снится столько противных людей, опостылевших им наяву.

Бессильные представить себе человека, о котором они так тоскуют, они готовы

обвинить себя в том, что они не тоскуют вовсе. И я недалек был от мысли, что

раз я не могу припомнить черты Жильберты, значит, я ее забыл, значит, я

разлюбил ее.

Марсель Пруст, "Под сенью девушек в цвету", пер. Н.М.Любимова

Комментариев нет:

Отправить комментарий