среда, 26 августа 2009 г.

Загадка Тюринга: активисты требуют официального помилования и извинения перед ...

На этот раз перевод из газеты "Индепендент".

Оригинал здесь: http://www.independent.co.uk/news/uk/this-britain/the-turing-enigma-campaigners-demand-pardon-for-mathematics-genius-1773480.html

Просьба одна: прошу вас, если у вас есть желание и больше делать нечего, критикуйте любые фразы, слова, запятые, конструкции, и целые абзацы, мне это нужно и полезно, я очень благодарна вам за это. Но, пожалуйста, уже не знаю как это подчеркнуть, воздержитесь при этом от общих негативных оценок всего перевода в целом и моих способностей , даже если эти оценки начинаются с добрых-предобрых слов "Вы конечно меня извините, и только не обижайтесь, но ....". Я прошу критики конкретных предложений, а не приговора. За критику я благодарю, а вот на приговоры я, товарищи судьи, реагирую неадекватно, начинаю кидаться грудью на прутья решетки, выть, материться сквозь зубы и хрипло орать "За все ответите, волки позорные!". Жуткое зрелище. Избавьте себя от него.

Загадка Тюринга: активисты требуют официального помилования и извинения перед гением математики.

За расшифровку секретных нацистских кодов во время Второй Мировой Войны его следовало объявить героем. Вместо этого он подвергся уголовному преследованию и покончил с собой. Почему Британия так и не попросила прощения? Рассказывает наш корреспондент Джонатан Браун.

Вторник, 18 Августа 2009

Незадолго до Рождества 1951 года, по одной из центральных улиц Манчестера шел математик по имени Алан Тюринг. За пределами академического сообщества мало кто знал в лицо этого человека, сыгравшего за шесть лет до этого ключевую роль в победе Британии во Второй Мировой Войне. Однако кое-кто в тот день все же обратил внимание на атлетически сложенного ученого - этим прохожим был Арнольд Мюррей, гомосексуалист, происходящий из рабочего класса.

В то время гомосексуализм оставался преступлением, в соответствии с тем же законом, по которому полвека до того заключили в тюрьму Оскара Уальда. Однако, несмотря на риск, эта случайная встреча перешла в нечто более существенное и Мюррей провел несколько ночей в скромном жилище Тюринга в пригородном Уилмслоу.

Месяц спустя Тюринг, ветеран засекреченной в то время команды дешифровщиков из Блетчли Парк, беседовал с корреспондентом Би-би-си о своей новаторской работе над созданием искусственного интеллекта. Вернувшись домой после интервью, он обнаружил, что его дом ограблен.

Преступником оказался знакомый Мюррея, который выслеживал его любовников и грабил их квартиры, рассчитывая, что те не решатся обратиться с заявлением в полицию, опасаясь огласки.

Но Тюринг бросил вызов условности и отправился прямиком в полицию, где признал, что “состоял в связи” с Мюрреем. За это “преступление” Тюрингу полагалось провести два года в заключении. Его избавили от тюремного срока, обязав взамен пройти гормональное лечение, которое должно было подавить его гомосексуальные желания. Тюринг не смог вынести последовавшей за этим огласки, и в июне 1954 домработница нашла его мертвым. Сорокаоднолетний ученый умер в своей постели, съев яблоко, начиненное цианидом.

Развернувшиеся последствия были трагедией не только для Тюринга, его семьи и друзей, они также лишили мир одного из величайших мыслителей двадцатого столетия. Теперь начата кампания за то, чтобы британский премьер Гордон Браун принес официальное извинение и признал “последствия предубеждений, прервавшие карьеру ученого”. Джон Грэм-Камминг, ведущий ученый в области компьюторной науки, разместил петицию на официальном вебсайте Даунинг Стрит 10. На сегодняшний день ее уже подписали более 700 человек, среди них активисты движения за права сексуальных меньшинств, политики и ученые.

“Больше всего в этой истории меня злит то, что человек сорока лет умер из-за своей ориентации. Он был героем войны, но вместо того, чтобы осветить этот факт нашей истории, на его заслуги закрыли глаза. Во время войны множество людей гомосексуальной ориентации выполняли потрясающую работу. Если бы не Тюринг, то мы, возможно, разговаривали бы сейчас по-немецки”, говорит господин Грэм-Камминг.

Тюринг успел внести значительный вклад в математику и зарождающуюся компьюторную науку еще до начала военных действий в 1939 году. Но в историю он вошел в основном благодаря своей работе с дешифровщиками кода “Энигма” в криптографическом центре Блетчли Парк. “Тюринг понял, что дешифровку кодов следует превратить из “надомного производства” в полноценную индустрию. Возможно, именно он являлся самым важным человеком в центре.”, говорит Саймон Гриниш, директор фонда музейного комплекса Блетчли Парк.

Сконструированная им машина “Бомба” могла, при помощи прототипа высокоскоростного процессора, быстро перебирать 158 миллионов комбинаций шифра, который фашисты использовали в своих радиограммах. Благодаря этой машине были спасены десятки тысяч жизней, а последующие версии дешифровальных машин, созданных на основе “Бомбы”, в итоге помогли Великобритании и США одержать победу в войне.

Безусловный гений в науке, в жизни Тюринг был человеком не без странностей. Атлет и гребец олимпийских способностей, он, бывало, являлся на собрание, пробежав все сорок миль от Лондона до Блетчи. Он мог приковать свою кружку цепью к батарее или прокатиться на велосипеде в противогазе, чтобы избежать приступа сенной лихорадки. Его коллеги с пониманием относились к его эксцентричным выходкам, хотя его манеры и высокий голос вызывали у них улыбку.

После войны, получив орден Британской Империи 4-ой степени, Тюринг трудился в Национальной Физической Лаборатории, где начал работу над созданием вычислительной машины с запоминаемой программой. Однако в 1948 году он переехал в Манчестер, где продолжил революционные исследования в области математической биологии. Но арест и осуждение за “непристойные действия ” подкосили его. В результате химической кастрации у него стала увеличиваться грудь, и его некогда атлетическая фигура оплыла жиром. Кроме того, ему было запрещено путешествовать в США. Его биограф Дэвид Ливитт описал то, что за этим последовало, как “медленное, печальное погружение в депрессию и сумасшествие”. Тюринг начал ездить за границу в поисках сексуальных контактов там, где британский закон не мог до него дотянуться.

Говорит Ричард Джилл, профессор математической статистики Лейденского Университета, один из подписавших петицию: “Он был одним из гениев двадцатого столетия, и, как мне кажется, он был очень порядочным человеком. То, как закончилась его жизнь - невероятно печально. В последние годы он серьезно размышлял над очень сложными вопросами, ставившими в тупик большинство умов. В своей работе он совершенно точно двигался вперед и определенно не успел сказать свое последнее слово в науке. “

У истории Алана Тюринга может оказаться и еще один поворот. Есть мнение, что Тюринг мог считать себя “геем-мучеником” . Выбранный им способ самоубийства намекает на его любимую сказку “Белоснежка”, из которой он часто цитировал строчку “Ядом плод я начиню, сон смертельный напущу”. Семья ученого настаивала, что его смерть - трагическая случайность; нашлись и те, кто поговаривал об убийстве, ведь следствие так и не установило, что яблоко содержало цианид. В последние годы репутация Тюринга частично восстановлена. Мемориальная статуя ученого установлена в Манчестере, в районе, известном как Голубая Деревня. ( Manchester Gay Village) Одна из кольцевых дорог Манчестера носит его имя. Однако официального извинения властей все еще нет.

Гомосексуализм и закон: почему Алан Тюринг считался преступником.

В 1885 был принята Поправка к Уголовному Законопроекту, сделавшая любой гомосексуальный контакт нелегальным, даже если он был совершен без свидетелей. Одним из самых известных процессов по этому обвинению стал суд над Оскаром Уальдом в 1895.

Одиннадцатая статья новой поправки гласила: “всякое лицо мужескаго полу, которое публично или же без свидетелей совершит непристойное действие с другим лицом мужескаго полу . считается виновным в уголовном преступлении и подлежит суду, коий по своему усмотрению заключит виновнаго в тюрьму на срок до двух лет, с принудительными работами или без оных.”

Этот кусок был подготовлен членом Парламента Генри Лабушером и вставлен в текст в последнюю минуту. Он не вязался с остальным содержанием законопроекта, который рассматривал сексуальные преступления, совершенные по отношению к молодым женщинам, но, несмотря на это, Палата Общин приняла его.

Статья была названа “хартией шантажистов”, так как фактически ставила любую форму мужского гомосексуализма все закона. Новая поправка привела к многочисленным судебным процессам.

Поправка к Уголовному Законопроекту была аннулирована в Англии и Уэльсе в 1956 году, хотя гомосексуализм был полностью легализован лишь в 1967 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий