среда, 6 января 2010 г.

STATUS JENSHINI V ISMALI

СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ 

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО! 

I. ВВЕДЕНИЕ 

Вопрос о статусе женщины в обществе является ни новым, ни окончательно решенным. 

Позиция Ислама в этом злободневном вопросе находится среди тех, которые представлены Западному читателю с наименьшей объективностью. 

Этот очерк опубликован с целью вкратце и достоверно разъяснить позицию Ислама в этом отношении. Учение Ислама по существу базируется на Коран (Откровение Аллаха) и Хадисы (Изречения Пророка Мухаммеда). 

Коран и Хадисы, при условии их правильного roлкования и беспристрастного восприятия представляют собой основной источник для установления доcтоверности любой позиции или точки зрения, приписываемые Исламу. 

Очерк начинается с краткою обозрения статуса жещин в доисламский период. Он сосредотачивает внимание на следующие основные вопросы: Какова позиция Ислама относительно статуса женщины в обществе? Что адекватного или отличного в этой позиции по сравнению с «духом времени», который доминировал в момент появления Ислама? Как она сравнима с «правами», которые наконец приобрели женщины в нгдавняе десятилетия? 

II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 

Одна из главных задач этого очерка - это выявление справедливой оценки того, какой вклад Ислам внес (или не смог внести) в дело восстановления достоинства женщин и их прав. В целях достижения этой цели будет полезно кратко рассмотреть, как в общем трактовали положение женщины в предыдущих цивилизациях и религиях, особенно в предшествовавших Исламу (до 610 года до Христианской эры - «С. Е.») (1). 

Часть использованной здесь информации, однако, относится к описанию статуса женщин в недавнее время, в девятнадцатом веке, более, чем двенадцать столетий позже времени появления Ислама. 

ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

Описывая статус индийской женщины, Британская Энциклопедия констатирует: 

В Индии зависимость (подчиненность) была кардинальным принципом. Ману заявляетя, что женщины днем и ночью должны находиться под опекой своих покровителей в положении подчиненных лиц. По правилам имущество передавалось только родственникам мужского пола и лица женского пола не имели права наследования. 

По трактовке Индусских Священных писаний хорошая жена - ато «женщина, разум, речь и тело которой находятся в подчингннсм положении, этим самым она приобретает на этом и на том свете, равно как и в своем жилище совместно со своим мужем, большое уважение» (2). 

В Афинах женщины были, так же как и индийские и римские женщины, не в лучшем положении. 

«Афинские женщины были всегда по положению подчиненными, подвластными .пицу мужского пола - их отцу, брату или одному их родственнику мужского пола»( 3) 

При бракосочетании согласие женщины не считалось вообще необходимым, и «она была обязана подчинягься воле своих родителей, и от них она получача своего мужа и повелителя, даже если он был для нее чужим» (4)

Историком Алленом жена римлянина характеризовалась как «наивная (как ребенок), опекаемая, как особа, неспособная действовать или делать что-либо по своему личному вкусу; как личность, находящаяся постоянно под опекой и попечительством своего мужа (5). 

В «Британской Энциклопедии» мы находим такое резюме о юридическом статусе женщины в Римской Цивилизации (6). 

По Римскому Праву женщина даже в исторический период была полиостью зависима. При замужестве она и ее собственность переходили в распоряжение ее мужа. .. Жена была купленой собственностью ее мужа и подобно рабыне они приобреталась только для надобности мужа. Женщина не могяа исполнять какие-либо гражданские или общественные обязанности, не могла выступать в роли свидетеля, гаранта, наставника или опекуна; она не могла усыновлять кого-либо или быть удочеренной, не могла также составлять завещание или заключать контракт. 

Среди Скандинавских народов женщина, замужняя и незамужняя, была под постоянной опекой. Позднее в Кодексе Христианства, в конце 17-го столетия было определено, что, если женщина была выдана замуж без согласия ее опекуна, последний мог, при желании, управлять ее имуществом и имел право пользоваться ее собственностью в своих интересах (без причинения имуществу ущерба)(7). 

Согласно английскому Общественному Закону «.. .все недвижимое имущество женщины, имеющееся к момент ее замужества, переходило во владение ее мужа. Он имел право в период совместной супружеской жизни получать арендную тату за ее землю и все виды доходов от ее имения и имущества. Со временем Английские суда изобрели средства для запрещения мужу присвоения без согласия его жены ее недвижимости, однако, он все-таки сохранил за собой право управлять недвижимостью и получать доход от использования имущества жены. Что касается личной собственности жены, то власть мужа осталась в силе в полном объеме. Он имел право использовать ее по своему усмотрению (8). 

Только к концу девятнадцатого столетия положение начало улучшаться. Введением серии Законов, начавшемся с Закона о Собственности замужних женщин 1870 года, скорректированного в 1882 и 1887 годах, замужним женщинам было предоставлено право на свою собственность и право наравне с незамужними женщинами (девицами), вдовами и разведенными заключать контракты (9). Только лишь в девятнадцатом веке знаток древних законов сэр Генри Мейн писал: «Не похоже, чтобы какое-либо общества, которое сохраняет какие-ю оттенки Христианских институтов, собиралось восстановить замужним женщинам личную свободу, предоставленную им средневековым Римским Законом (10). 

В своем очерке «Подчиненность женщины» Джон Стюарт Милл писал: «Нам постоянно говорят, что цивилизация и Христианство восстановили женщине ее справедливые права. Тем временем жена на самом деле является как бы крепостной прислугой своего мужа; не менее того, поскольку по общепринятым правилам в общем невольницы так и назывались» (11). 

Прежде чем перейти к рассмотрению предписаний Корана относительно статуса женщины, приведем несколько положений Библии, которые прольют свет на предмет исследования и станут надежным основанием для беспристрастной оценки. По книге «Моисеев Закон» женой считается обрученная (помолвленная) женщина. Разъя зняя эту концепцию. Библейская Энциклопедия констатирует: «Обручаться с будущей женой означает просто приобретать ее во владение путем уплаты денгг за нее. Помолвленная женщина - это девушка за которую уплачены деньги» (12). С юридической точки зрения согласие девушки не требовалось для регистрации брака. Согласие девушки не требуется и о необходимости этого согласия в Законе нигде не упоминается (13)

Что касается права расторжения брака в Библейской Энциклопедии читаем: «Поскольку женщина является собственностью мужчины, его право расторжения с ней брана признается как нечто само собой разумеющимся (14). Право расторгнуть брак имел только мужчина. «В Моисеевом Законе расторжение брака бьпо привелегией только мужчины (l5). 

Обнапуживается, что до последних столетий на позицию Христианской Церкви оказывали влияние как Моисеесый Закон, так и философские течения, доминировавшие в культурах того времени. Давид и Вера Мейсы в своей книге «Брак на Востоке и на Западе» писали(16);«Пусть никто не предполагает, что наше Христианское наследство свободно от таких пренебрежительных суждений. Трудно было бы найти где-либо более унижающее отношение к женскому полу, чем во взглядах ранних Христианских Отцов. Высказывания знаменитого историка Лекки формируют эти неистовые побуждения, которые порождают заметную и гротескную часть писаний Отцов. . ..», в которых женщина была представлена как «ворота в ад», как источник всех человеческих несчастий. Она должна была стыдиться одной мысли, что она женщина. Она должна была жить в состоянии постоянного покаяния от сознания проклятий, которые она принесла миру. Она должна была стыдиться одежды, поскольку она является напоминанием ее падения. Она должна была особенно стыдиться своей красоты, поскольку она является наиболее эффективно действующим инструментом дьявола Одним из наиболее 

жестких нападков на женщину являются высказывания Тертуллиана: .. .Знаете ли вы, что каждая из вас является Евой? Вердикт Бога в отношении вашего пола жив и к наши дни: виновность (вина) тоже должна жить. Через вас проходит путь к дьяволу: вы являетесь проводником к запретному дереву; вы являетесь первым нарушителем божественного Закона; вы являетесь той, кто склоняет к дурным поступкам человека, которому дьявол не осмеливается пакостить. Вы так легко разрушили символ Бога - мужчину. Вследстние атиго ваша заслуга - это смерть, ведь даже Божий Сын должен был умереть». Церковь не только не утвердила худший статус женщины, она лишила еще ее законных нрав, которыми она прежде пользовалась. 

III. ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ 

Внутри тьмы, в которую был поглощен мир, в обширной пустыне Аравии прозвучало как свежее, благородное и универсальное послание божественное откровение: «О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (Коран, глава 4, стих I) (17). 

Ученый, раздумывая над этим стихом: заявляет: 

«Верится, что нет никаких письменных свидетельста, старых или новых, которые бы с такой гуманностью рассматривали женщину со всех сторон с удивительной краткостью, красноречивостью, глубиной и оригинальностью, как этот божественный указ»(18). 

Подчеркивая эту благородную и естественную концепцию, Коран заявляет: «Это Он (Аллах), который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви...» (Коран, глава 7, стих 189). 

Он - творец небес и земли: «Он для вас создал вас четами из вас самих...» (Коран, глава 42, стих 11). 

«И Аллах дал вам супругов из вашей же плоти и дал вам от ваших супругов детей и внуков и насыщает вас благами. Так неужели после этого будут веровать в суетных и станут отвергать благотворительность Бога» (Коран, глава 16, стих 72). 

В дальнейшем в этом очерке описывается в общих чертах позиция Ислама относительно статуса женщины с различных сторон: духовной, социальной, экономической и политической. 

1. ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ 

Коран дает четко очерченное доказательство того, что женщина полностью равна с мужчиной в главах Бога по своим правам и обязанностям. 

Коран констатирует: 

«Для каждой души залогом за нее будут совершенные ею поступки (Коран, глава 74, стих 33). От также заявляет: 

И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (Коран 3:195). 

<Кто бы не делал доброе дело, мужчина или женщина, будучи верующими, мы дадим поистийе блаженную жизнь, предоставим им вознаграждение, которое будет соответствовать их благим делам». (Коран, 16:97, смотри также 4:124). 

Согласно Корану женщина не виновна в первой ошибке Адама. Они оба вместе виновны в своем непослушании Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран 2:36, 7:20-24). В одном стихе (Коран, 20:12S) действительно Адам определенно был обвинен. По исполнению религиозных обрядов, таких как Ежедневные молитвы, Пост, Пожертвования в пользу бедных и Паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. В самом деле в некоторых случаях женщина имеет некоторые привелегии по сравнению с мужчинами. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение сорока дней после деторождения. Она также освобождается от поста в период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она не обязана компенсировать пропущенные по любым указанным выше причинам молитвы. Хотя женщины могут ходить, и ходили в мечеть в дни пророка, тем не менее посещение мечети во время Пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в Пятницу). Это несомненно легкое прикосновение Исламского учения, поскольку она деликатно относится к тому, что женщина нянчит ребенка и ухаживает за ним и вследствие этого она неможет ходить в мечеть во время молитвы. Оно берет во внимание также физиологические и психологические изменения, связанные с естественными функциями женского организма. 

2. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ 

а) Женщина в детском и юношеском возрасте.

Несмотря на социальное приятие детоубийство девочек в некоторых арабских племенах в доисламских временах, Коран запрещает этот обычай и считает это явление криминальным как любое другое убийство. 

«И когда девочка (младенец) заживо захоронена, спрашивается, за какое преступление она была умерщвлена» (Квран, 81:8-9). 

Критикуя позицию таких родителей, которые отказываются от своих детей женского пола, Коран провозглашает: «А когда кого-нибудь из них порадуют вестью о рождении девочки, лицо у того делается мрачным и он становится унылым! От стыда он прячется от своих людей, огорчаясь сообщениям, которым хотели его обрадовать. Оставить ли ее пренебрегая обычаям, при себе к своему страданию или спрятать ее в земле? «Какой же безрассудный выбор они сделают?» (Коран, 16:58- 59). 

Ислам требует не только сохранения жизни девочки (так чтобы в дальнейшем не испытывала несправедливости и неравенства), но и ласкового и справедливого обращеня с ней. Среди изречений Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, в этом отношении имеется следующее: «У кого имеется дочь и не похоронил он ее заживо, не должен ее обижать, не должен быть к ней менее благосклонен, чем к своему сыну, тогда Бог примет его в Рай. (Ион Ханбал, № 1957). 

«Кто растит и содержит двух дочерей до их совершеннолетия, он и Я предстанем в судный день в таком виде (и он показал два прижатых друг к другу пальца)». Аналогичный Хадис рассказывает в таком же духе об одном человеке, который содержал двух сестер. (Ион Ханбал, № 2104). 

Право женщин на приобретение знаний не отличается от права мужчины на это. Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремление к знаниям обязательно для всех мусульман>. (Аль-Байхаки). В этом контексте к мусульманам относятся оба пола - мужчины и женщины. 

б) Женщина как жена 

Коран четко указывает, что брак - это совместная жизнь представителей двух половин общества и его предназначением являются, помимо продолжения человеческого рода, эмоциональное благополучие и духовная гармония. 

Среди сильно впечатляющих стихов в Коране о браке имеется следующее: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых». (Коран, 30:21). 

По Исламскому Закону женщин никто не может насильно выдать замуж никому без их согласия. 

Ибн Аббас рассказывал, как девушка пришла к Посланнику Аллаха Мухаммеду, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщила ему что ее отец заставлял выходить замуж без ее согласия. Посланник Аллаха дал ей возможность выбора (между согласием выйти замуж и отказом) (Ибн Ханбал, № 2469). По другой версии, девушка заявила: «На самом деле я согласилась выйти замуж, но я хочу довести до женщин, что родители не имеют никакого права (заставлять выходить замуж)». (Ибн-Маиа,№ 1873). 

Кроме всех других положений в ее защиту во время заключения брака, было особо предписано, что женщины имеют полное право на свой свадебный подарок (Махр), который преподносится ей мужем и включатся в брачный контракт, и что это право собственности не передается ее отцу или мужу. 

Понятие Махр в Исламе это ни фактическая цена за женщину, что было прецедентом в некоторых культурах, а скорее всего это является даром, символизирующим любовь и привязанность. 

Правила жизни в браке в Исламе четкие и находится в полной гармонии с честной человеческой натурой. Принимая во внимание физиологические и психологические особенности натуры мужчины и женщины, оба они имеют одинаковые права я требования друг к другу, исключая лишь ответственность, которая возлагается на мужчину, как на лидера семьи. Такое лидерство присуще любой коллективной жизни и оно совместимо с натурой человека. 

Так, Коран констатирует: 

«И те (женщины) и другие (мужчины) имеют одинаковые права над друг другом, но мужчины выше их 

степенью своего достоинства». (Коран, 2:288). 

Эта степень называется Куама (поддержка и протекция). Это относится к естественному различию между обоими полами, что дает право сильному полу защищать слабый пол. Но это не дает превосходства или преимущества перед законом. Все же лидерство муж-жины в отношениях в его семье не означает диктаторства мужа над своей женой. Ислам подчеркивает, чго принимая решения, касающиеся семьи, важно устраивать совет и добиваться обоюдного согласия. Коран приводит нам такой пример: «Если они (муж и жена) с общего согласия и совета захотят отнять ребенка от кормления грудью матери, на них не будет греха» (Коран, 2:233). Но выше ее основных прав как жены стоит такое право, подчеркивается Кораном и строго рекомендуется Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, как право на взаимные сердечные и дружеские отношения. 

Коран провозглашает: «...Но при общении с ними будьте ласковыми, ибо если вы будете ненавидеть, может случиться так, что вы ненавидели много хорошего, которое Аллахом было вложено в них». (Коран, 4:19). 

Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самый лучший из вас тот, кто самый лучший для своей семьи, и я среди вас самый лучший для моей семьи». «Большинство истинно верующих ведут себя наилучшим образом и самые лучшие из вас те, кто наилучшим образом относится к своим женам» (Ибн Ханбал, № 7396). «Вот много женщин приходило к женам Мухаммеда жаловаться на своих мужей (из-за того что они били их). . . такие мужья - не лучшие среди вас. Как признано право женщины самой решать вопрос о своем замужестве, так же признано ее право добиваться расторжения неудачного брака. Однако в целях обеспечения стабильности семьи и ее защиты от поспешных решений под влиянием временною эмоционального стресса, мужчинам и женщинам, добивающимся развода, следует соблюдать определенный период ожидания. Учитывая относительно более эмоциональную натуру женщин, лучше всего вопрос о разводе нужно ставить перед судьей. Как и мужчины, также женщины могут развестись с мужем, не прибегая к суду, если это предусмотрено в брачном контракте. 

Более конкретно некоторые аспекты Исламского Закона относительно заключения брака (бракосочетания) и развода более интересны и заслуживают отдельного рассмотрения (19). 

Когда по любой причине брачные отношения продолжить невозможно, все равно Коран учит мужчин добиваться благочестивого исхода. О таких случаях Kopaн заявляет: «Когда вы разведетесь с женами и когда от достигнут до определенного для них срока, тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их благопристойным образом. Не удерживайте нас против их воли, поступая с ними несправедливо». (Коран, 2:231, а также 2:229 и 33:49). 

ЖЕНЩИНА КАК МАТЬ 

Ислам рассматривал доброжелательное отношение к родителям, вторым благородным качеством после почитания Бога. «И мы предписали человеку быть добрым к своем родителям, ведь мать, нося его в чреве, испытывает изнеможение за изнеможением...». (Коран, 31:14, а также 46:15, 29:8). 

Кромс этого, в Коране есть особая (специальная) рекомендация о доброжелательном отношении к родителям: «И повелел твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и были доброжелательны к своим родителям. . .». (Коран, 17:23). 

К Пророку Мухаммеду, да благословит его Аллах и приветствует, подошел один человек и спросил: «О Посланник Бога, кто из людей больше всего заслуживает быть со мной в хороших отношениях (в дружбе)? Пророк сказал: «Твоя мать», «Еще кто»? - спросил человек. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Твоя мать», Человек спросил: «Еще кто»? Только тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заявил «Твой отец». (Аль-Бухари и Муслим). 

Вот знаменитое изречение Пророка: «Рай находится у ног матерей» (В работах Аль-Нисан, Ибн-Майаха, Ахмеда). 

«Благодарен (по характеру) тот, кто хорошо относится к женщинам, безнравствен тот, кто оскорбляет их». 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ислам узаконил независимое право собственности женщины, которого она была лишена до появления Ислама и после этого даже недавно в этом веке (20). 

Согласно Исламскому Закону право собственности женщины на ее деньги, недвижимость или другое имущество признается полностью. Это право распространяется на нее независимо от того, свободна она или замужем. За ней сохраняется полное право покупать, .продавать, закладывать или сдавать в аренду все ее имущество. Нигде в Законе нет и намека о том, что она имеет меньше прав, так как она женщина. Заслуживает снимания также то, что такое право распространяется на ее имущество, которое у нее было до замужества, так как на все то, которое приобретается после этого. 

В отношении права женщины на занятие трудом необходимо сказать, что Ислам рассматривает роль женщины в обществе как матери и жены наиболее священной и неотъемлемой. Ни служанки, ни няни не могут занять место матери в деле воспитания честных, незакомплексованных и заботливо выращенных детей. Такая благородная и существенная роль, которая в значительной степени формирует будущее наций, не может считаться «бездельем». Однако, в Исламе нет установки, запрещающей женщине заниматься трудом, когда есть необходимость в этом, особенно в местах, которые подходят для се натуры и в чем обществу она более необходима. Примеры таких профессий - это нянченье, обучение (особенно детей) и медицина. Кроме того, нет никаких ограничений в извлечении пользы от исключи тельного таланта женщины в любой области. Даже в профессии судьи, о которой может быть тенденция сомневаться о пригодности женщины на этот пост из за ее более эмоциональной натуры, мы находим поддержку у ранних ученых Мусульман как у Абу-Ханифа и Аль-Табари, которые не усматривали ничего плохого в этом. Вдобавок, Ислам восстановил для женщины право наследования, в то время как в некоторых культурах она была сама объектом наследования. Ее доля наследства полностью принадлежит ей, и на ее долю не может претендовать никто, включая се отца и ее мужа. 

«Мужчинам (из членов семьи) принадлежит своя дела из того, что оставили после себя их родители или близкие родственники, и женщинам своя доля из того, что оставили после себя родители или близкие родственники, в калом или большом количестве эта доля - все это указанная доля» (Коран, 4:7). Ее доля в большинстве случаев составляет половину доли мужчины, но при этом не подразумевается, что она стоит лишь половины мужчины. Это может показаться в большой сге-пени нелогичным после выяснения столь яркой очевидности равноправного отношения к женщине в Исламе, о чем говорилось на предыдущих страницах, сделать такое заключение. Такое различие в размерах доли наследства обусловлено различием финансовой ответственности мужчины и женщины, предусмотренном Исламским Законом. В Исламе мужчина несет полную ответственность за содержание своей жены, своих детен, в некоторых случаях - своих нуждающихся родственников, особенно женского пола. Такая ответственность мужчины ни снимается, ни уменьшается из-за наличия богатства у жены или вследствие получения ею дополнительного персонального дохода от работы, ренты, прибыли или любым другим законным способом. 

Женщина с другой стороны намного больше застрахована в финансовом отношении и менее всего подвергается всяким посягательствам на ее имущество. Ее имущество перед замужеством не передается мужу, и она даже сохраняет девичью фамилию. Она не обязана тратить на свою семью такое имущество или свои доходы, получаемые после замужества. Она имеет право на свой «Махр», который она получила от своего мужа во время бракосочетания. Если брак будет расторгнут, она может получать алименты от своего бывшего мужа. 

Исследование Закона о наследовании во всеохватывающих рамках Исламского Закона показывает не только его справедливость, но и множество аспектов сострадательного отношения к женщине (21). 

4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 

Любое беспристрастное исследование учений Ислама или истории Исламских цивилизаций несомненно обнаружит яркое доказательство равноправия женщины с мужчиной, которое мы ныне называем «политическим равноправием». Оно включает право быть как избранной, так и назначенной на политические должности. Оно включает также право женщины участвовать в общественной жизни. В Коране, как и в Исламской истории, мы находим примеры, когда женщины участвовали п серьезных дискуссиях и спорили даже с самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. (См. Коран, 5 :1-4 ии 60:10-12). В период Халифата Омаpa Ибн аль-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети и доказла свою правоту, что заставила Омара в присутствии людей заявить: «Женщина права, а Омар не прав». 

Хотя это не упоминалось в Коране, в одном Хадисе Пророка буд-то бы говорится о том, что женщина не может занимать пост главы государства. Но этот Хадис был растолкован неточно: «Люди не будут преуспевать, 

если они позволят женщине быть их лидером». Однако, это ограничение не имеет ничего общего с достоинством женщины или с ее правами. Это скорее всего связано с естественным различием в биологическом и психологическом строении мужчин и женщин. 

По Исламу глава государства - это не просто номинальный правитель. Он руководит действиями людей на молитвах, особенно по пятницам и на торжествах; он постоянно участвует в процессе разработки и принятия решений, относящихся к безопасности и благосостояния своего народа. Эта ответственная должность или аналогичная ей должность Командующего Армией обычно несовместима с физиологическими и психологическими особенностями женского организма вообще. Это медицинская реальность, что в менструальные периоды и к периоды беременности организм женщины подвергается различным физиологическим изменениям. Такие изменения могут случиться в чрезвычайной ситуации, что может отразиться на принимаемых ей решениях помимо чрезмерного для нее напряжения, которое в этом случае возникает. Кроме того, некоторые решения требуют максимума рациональности и минимума эмоциональности - требование, которое не соответствует интуитивной натуре женщин. 

Даже в настоящее время и в большинстве развитых стран редко встретишь женщину в должности главы государства не в роли номинального правителя, в роли начальников армейских служб или в пропорциональном количестве даже женщин - парламентариев или представителей из женщин в аналогичных коллективах. Никто не может наверняка, приписывать это к отсталости различных наций или к какому-либо конституционному ограничению прав женщины в вопросах занятия поста главы государства или члена парламента. Более логично объяснить существующее положение с позиции естественных и бесспорных различий между женщиой и мужчиной, различий, которые не подразумевают «превосходства» одного над другой. Это различие скорее подразумевает ту роль, которая призвана «дополнять» сущность обоих полов в жизни. 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Первая часть этого очерка вкратце раскрывает позицию различных религий и культур в исследуемом вопросе. Часть этого описания относится к общей направленности взглядов уже в девятнадцатом веке, то-есть на почти 1300 лет позднее времени появления Исламскчх учений, которые возникли на базе Корана. 

Во второй части очерка в кратком виде рассматривается вопрос о статусе женщины в Исламе. В этой части описание базируется на подлинные и достоверные источники Ислама. Оно представляет нормативную основу, базируясь на которую можно судить о степени веры Мусульман. Так же является фактом, что на этапе ослабления Исламской Цивилизации этих взглядов строго придерживались очень мнете, кто считал себя Мусульманином.Такие отклонения несправедливо преувеличивались некоторыми писателями и, более того, они учения Ислама представляли; Заподному читателю поверхностно, не утверждая себя беопристрастным изучением поданных и достоверных источников этих учений. Даже при наличии таких отклонений три момента заслуживают упоминания: 

1. История Мусульман богата фактами, когда женщины имели большие достижения во всех областях жизни еще в седьмом веке( 22). 

2. Никто не может утверждать о недостойном обращении с женщиной, будто бы навязанном декретами и положениями Исламского Закона; также никто не посмеет отменять, урезать или извращать четко выраженные законные права женщин, предоставленные им Исламским Законом. 

3. Во всей истории репутация, воздержанность и материнская роль мусульманских женщин были объектом восхищения для беспристрастных наблюдателей. 

Имеет также смысл заявить, что статус, которого добились женщины в течение нашей эры, достигнут не благодаря доброте мужчин или благодаря естественному прогрессу. Это скорее было достигнуто благодаря длительной борьбе и самопожертвованию женской части общества и только тогда, когда общество нуждалось в ее вкладе и работе, более всего и особенно во время двух мировых войн, и благодаря эскалации технологических достижений. 

Что касается вклада Ислама в статус женщины (полный уважения и досточного к ней отношения), то он был сделан не потому, что это было отражением реальной окружающей обстановки седьмого века, не под угрозой и давлением женщин и их организаций, а скорее потому, что духу Ислама вообще присуща правдивость.

Если бы это о чем-либо говорило, то это демонстрировало бы божественное происхождение Корана и правдивость послания Ислама, которое, будучи не похожим на человеческие философии и идеологии, было далеко от того, чтобы исходило от человеческой среды; послание, утвердившее такие гуманные принципы, которые как не стали устаревшими с течением времени и после истечения многих веков, так и не могут стать устаревшими в будущем. В конце концов, это - послание Мудрейшего и Всезнающего Бога, ум и знания которого находятся вне пределов человечского мышления и прогресса. 

Вахидуддин Хан 

1 «С. Е.» - в очерке и в дальнейшем означает «Христианскую эру» (А. Д.). 

2 «Британская Энциклопедия», 11-е изд., 1911 г., т. 28, стр. 782. 

3 Мейс, Давид и Вера, «Брак на Западе и на Востоке», изд. «Долфин Букс, Даблдей енд. Ко., Инк.», Нью-Йорк, 1960 г. 

4 Аллен, Е. А. «История Цивилизации», т. 3, стр. 444. 

5 Там же, стр. 443. 

6 «Британская Энциклопедия», 11-е изд. 1911 г., том 28, стр. 782. ' 

7 Там же, стр. 783. 

8 «Американская Энциклопедия», Международное издание, том. 29, стр. 108. 

9 «Британская Энциклопедия», 1968 г., том 23, стр. 624. 

10Цитата из книги Мейса «Брак на Западе и Востоке», стр. 81. 

11 Там же, стр. 82-83. 

12 «Библейская Энциклопедия», 1902 г., том 3, стр. 2042. 

13 Там же, стр. 2942. 

14 Там же, стр. 2947. 

15 «Британская Энциклопедия», 11-е изд., стр. 782. Здесь необходимо заметить, что подобные толкования (интерпретации) реалий религиозными институтами необязательно соответствует тому, что Ислам считает подлинным их толкованием всеми известными религиями, что они по существу в истории человечества были одинаковыми. 

16 Мейс, «Брак на Востоке и Западе», стр. 80-SI. 

17 В Коране нет намеков на похожую Библейскую концепцию о том, что Ева была сотворена от одного из бедер Адама. Смотри Юсуфа Али, «Священный Коран», заметка № 504. 

18 Эль-Кули, Аль-Бахи «Мин Усус Каднят Аль-мар'ах», «Аль-Ваа^п Аль-Ислами» Мин-во Вакуфов, Кувейт, т. 3, № 27 9 июня 1967, стр. 17. 

19 Отдельную брошюру, разъясняющую позицию Ислама относительно многобрачия (многоженства), можно приобрести в Исламском Книжном Сервисе М. С. А., Почтовый ящик 38, Плейнфильд, ИН 4616S. Здесь достаточно сказать, что многобрачие существовало почти у всех народов и даже санкционировалось Иудаизмом и Христианством до последних столетий. Коран является единственным святым писанием, которое четко лимитировало многобрачие и затрудняло эту практику строгими условиями. Одной из причин против категорического запрета многоженства являлось то, что в различных местах в различное время могла существовать индивидуальная или социальная острая необходимость, которая делала мно

Комментариев нет:

Отправить комментарий