среда, 13 января 2010 г.

Четыре апостола, или Путешествие в Нюрнберг

Четыре апостола, или Путешествие в Нюрнберг

Ровно 20 лет прошло после Чернобыльской аварии. Добрые люди из разных стран хотели помочь тогда нашей беде. Их помощь была разнообразной. Например, в Европе любители музыки организовали хор и симфонический оркестр, отрепетировали Мессу си-минор И.-С. Баха и с концертами в пользу детей Чернобыля выступили в Москве, Киеве и Минске

После концерта они посетили наш Дворец профсоюзов и встретились с Народной хоровой капеллой ДК. Таким образом 20 лет назад я познакомилась с семьей из-под Мюнхена, с родителями-пенсионерами и их детьми-студентами.

Через некоторое время эти пенсионеры, помня наши очереди в 1986 г. за колбасой, решили 'подкормить' меня чистыми продуктами и пригласили в Баварию в гости. Они не говорили по-русски, а я по-немецки умела только читать. Тем не менее рискнула поехать, прихватив с собой карманный словарь.

В доме моих гостеприимных хозяев я обратила внимание на наличие множества музыкальных инструментов и решила, что, без сомнения, нахожусь в гостях у бывших музыкантов-профессионалов. Меня не смутила и их молитва перед едой: верующих и у нас много. Мои хозяева носили обычную одежду и ничем внешне не отличались от своих соседей, с которыми познакомили и меня. Только через неделю я узнала, что нахожусь в семье пастора евангелистско-лютеранской церкви, уже пенсионера.

...И вот 'по программе' меня стали знакомить с архитектурой и интерьером прекрасных мюнхенских соборов. И все эти костелы были, я бы даже сказала, перенасыщены замечательной скульптурой, религиозной живописью, витражами и т.д. И только в евангелистско-лютеранской церкви я увидела... лишь одно распятие. И вспомнилось (когда-то атеизм сдавала!), что протестанты пышный католический культ заменили более скромным.

А когда я наконец попала в знаменитую Мюнхенскую старую пинакотеку, то невольно остановилась (и ахнула!) перед огромной (104 х 74 см каждая доска) знаменитой, последней в его жизни, картиной-диптихом Альбрехта Дюрера 'Четыре апостола'. Любителям живописи эта картина, как и знаменитые автопортреты этого гиганта немецкого Возрождения, и его гравюры, была не просто знакома по хорошим лейпцигским репродукциям, но о ей спорили 'за чаем', ее неоднозначно трактовали. И вот передо мной сам ОРИГИНАЛ.

Твердо и уверенно стоит на земле апостол Павел, опершись на меч и держа в руках Библию. Ищет в Священном Писании какую-то важную для него мысль Иоанн. А Петр, склонив к книге свой лысый череп, помогает ему. Иоанн застыл в неудобной позе, он отвлекся лишь на мгновение. Сейчас он найдет нужное слово, повернется и обратится к зрителям со страстной проповедью. Широко распахнутыми очами взирает на Павла Марк, будто ждет приказаний, ведь он исполнитель велений Божьих. И вспомнились наши рассуждения о том, как в картине воплощены четыре человеческих темперамента: Иоанн - сангвиник, Петр - флегматик, Марк - холерик и Павел - меланхолик. И о многом-многом другом. Я глянула на своего хозяина, который привел меня сюда, и была поражена выражением безмерного счастья на его лице, оттого что мне нравится именно эта картина. И он тут же предложил путешествие на один день в Нюрнберг, на родину А.Дюрера. Утром полтора часа по автобану на машине - и мы в Нюрнберге, лютеранском крае.

И вот в моем распоряжении в этом городе один световой день и - обширнейший список объектов, которые хотелось бы посетить, среди которых и дом А. Дюрера...

Сначала мы поднялись к Кайзербургу - и с высоты фюрстерских ворот открылся красивый вид на старый город с сохранившейся городской стеной (ХIV-ХV вв.), имеющей 80 ворот и башен. На рыночной площади возвышается 17-метровый 'Прекрасный фонтан'. Считается, что человеку, который подержался за золотое кольцо, висящее на кованой ограде, обязательно улыбнется удача.

Готическая церковь Св. Себальда во Вторую мировую, как и 3/4 Нюрнберга, была разрушена, потом восстановлена, но старая алтарная часть прекрасно сохранилась. Здесь же могила св. Себальда - покровителя Нюрнберга. Перечень реликвий и произведений искусства в церкви насчитывает 25 предметов.

Церковь Св. Лоренца (ХIII-ХV в.) - не только самая большая в городе, но и самая богатая 'на искусство'. Все церковные шедевры Реформация сохранила, 'бог и умные головы помиловали'. Прекрасный готический интерьер, алтари и скульптура - все на месте!

Наконец, главная цель моего путешествия - это Дом-музей Альбрехта Дюрера у 'Ворот зверинца' (вновь отстроенный), в котором он прожил с 1509 г. до последнего дня своей жизни, где в 1526 г. написал своих 'Четырех апостолов'. В доме можно увидеть не только пресс, при помощи которого Дюрер делал гравюры, и всевозможные выставки, но и вообще мысленно перенестись в дюреровское время, в Германию начала ХVI века.

Альбрехт Дюрер (младший) родился в 1471 г. в семье золотых дел мастера. Учился в общественной Латинской школе при церкви Св. Лоренца, в мастерской отца и в мастерской известного нюрнбергского живописца. Потом ушел странствовать в качестве подмастерья, а когда ему исполнилось 23 года, отец женил его на девушке 'из семьи патрициев' Агнес, которая стала для него заботливой женой. (Между прочим, 'хобби' у этой экс-патрицианки было торговать на ярмарках гравюрами своего мужа, они очень хорошо раскупались, особенно 'Апокалипсис').

Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором, изобрел систему фортификации и писал книги. С Лютером, похоже, лично не встречался, но известно, что посылал в подарок ему свои гравюры и получал лютеровскую 'Библию', переведенную на немецкий. Он очень надеялся, что учение Лютера объединит немецкую нацию и все народы. Когда этого не случилось, был сильно разочарован. А в марте 1525 г. Большой совет Нюрнберга постановил: быть отныне лютеранству официальным вероучением в городе, в нюрнбергских церквах - богослужению на немецком языке, а предметы искусства, хранимые в церквях и монастырях, объявить предметами бесполезными. Будто игнорируя это решение, Дюрер замыслил новый огромный алтарь. На весь у него оставалось уже мало сил, но вот апостолов для боковых створ он теперь писал непрерывно. 'Апостолы' превращались в самостоятельные картины. Он вкладывал в них всю свою веру в величие и вечность искусства.

Этот диптих Дюрер подарил Нюрнбергу со следующей подписью: 'Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения...'. Далее шли цитаты из Павла, Иоанна, Марка и Петра, 4 точные выдержки из Евангелия. Они могли быть истолкованы в пользу как старой, так и новой веры. Картины поместили в ратуше на самом почетном месте. Они были названы 'завещанием и предостережением' мастера своему городу.

'Апостолы' Дюрера украшали ратушу 100 лет. Потом пришлось уступить их баварскому курфюрсту, который в утешение Нюрнбергу приказал отправить туда их точные копии вместе с отпиленными от досок надписями-'предостережениями', а спор о Дюрере продолжался: он лютеранин или католик? А так ли это важно? Он - Дюрер, гигант немецкого Возрождения!

...Прошло 500 лет. Жизнь не стоит на месте. Изменились и лютеране - современные люди. Но по-прежнему они делают добро не для будущего Рая, а просто из нравственных побуждений. Как велит им Совесть.

Источник "tio.by"

Комментариев нет:

Отправить комментарий