среда, 28 октября 2009 г.

Great teacher Onizuka - одно непредвзятое мнение

Вот хотела написать что-то на тему в связи с окончанием просмотра GTO и натолкнулась на такую штуку..

Мозг взорван с самого утра

Итак,

"Комплексное заключение комиссии специалистов от 08.10.2008 по мультсериалу «Крутой учитель Онидзука»", извлечения

Основание производства заключения

по обращению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по городу Москве и Московской области от 02 октября 2008 г.

Комиссия провела комплексное психолого-лингвистическое и психолого-педагогическое исследование представленных серий анимационного сериала «Крутой учитель Онидзука», транслировавшегося телепрограммой «Телеканал “2х2” Москва».

Перед специалистами поставлен следующий вопрос:

Содержат ли представленные для исследования серии анимационного сериала «Крутой учитель Онидзука» признаки пропаганды культа насилия и жестокости?

Использованные методы исследования

Были использованы методы психолого-лингвистического и психолого-педагогического анализа, метод контент-анализа представленных аудиовизуальных материалов как цельных произведений с единым художественным замыслом и содержательной композицией, методы контекстного и узконаправленного специализированного анализа отдельных сцен представленных аудиовизуальных материалов; метод покадрового анализа; метод семантического анализа высказываний и диалогов персонажей представленных серий анимационного сериала.

Бесспорным свидетельством явных психических отклонений учителя Онидзуки является его страсть к странным переодеваниям. В серии «Урок тринадцатый “Нам нужен самый лучший”» учитель Онидзука надевает на себя костюм «слона»: в короткой синей майке на голый торс, на ногах - имитации ног слона, на лице - маленький хоботок, миниатюрная имитация слоновьего хобота, держащаяся на носу Онидзуки за счет двух резинок, обернутых вокруг его головы, на поясе - странная конструкция, муляж головы слона, с хоботом впереди. В серии «Урок двенадцатый “Формула обмана”» Онидзука частично надевает на себя муляж человеческого трупа со снятой с него кожей. В серии «Урок шестой “Заговор”» Онидзука появляется перед собранием руководства школы и родительского комитета в костюме обезьяны, с рельефно обтянутыми гениталиями. В серии «Урок пятый “Глаз за глаз, зад за зад”» Онидзука переодевается женщиной. Все эти переодевания представляют собой вполне определенные коммуникативные послания трансвеститского характера.

После непристойной, выходящей за рамки общественных приличий, тем более в особом общественном месте - образовательном учреждении, сцены хулиганского поведения Онидзуки с его переодеванием в «слона» следует сцена агрессивного демонстративного поведения Онидзуки во время разговора с заместителем директора школы, когда Онидзука явно в состоянии припадка, с искаженным яростью лицом трясет его и истерично выкрикивает ему прямо в лицо в присутствии учеников и других учителей: «Оставьте меня в покое. Иначе я Вам просто череп раскрою!».

Психологический анализ данной сцены дает достаточные основания для вывода о том, что она культивирует и пропагандирует насилие и жестокость, что такая пропаганда является самоцелью и содержательной доминантой этой сцены.

Далее в сцене, когда Онидзука приходит просить прощения у заместителя директора школы, он слышит в ответ, что остаться на должности учителя ему можно будет только после успешного прохождения им теста на знания, рассчитанного на школьников, но при этом Онидзука должен набрать самый высокий балл. Реакция Онидзуки на услышанное, выражается в неадекватной невербальной коммуникации, что вновь свидетельствует об отклонениях в его психике.

Обращает на себя внимание сцена мазохистского причинения Онидзукой себе физических травм посредством привязывания к своей голове двух брусков с острыми иглами, торчащими из них и впивающимися в кожу его лба (по сюжету - чтобы не заснуть во время подготовки к сдаче тестов). По искаженному гримасами лицу Онидзуки текут потоки крови, кровь стекает на стол, заливая его, но он учит задания. Сцена носит откровенно мазохистский характер, культивирует насилие и жестокость.

Прочие общие оценки представленных серий анимационного сериала «Крутой учитель Онидзука»

- В анимационном сериале «Крутой учитель Онидзука» активно используется коммуникативный приём нарратива (ситуации, в которых есть борьба и страдания, с помощью которых хорошие персонажи побеждают плохих персонажей, восстанавливая нарушенное равновесие, порядок и т.д.). Но этот нарратив, реализуемый сериалом, является диссимметричным, явно неадекватным сложившейся системе нравственных представлений в современном российском обществе, нормам общественной морали и безопасности. Характерны систематически реализуемые в этом сериале противопоставления плохого (выдаваемого за хорошего, во всяком случае - за норму) и очень, патологически плохого (выдаваемого за просто типично плохое). Это позволяет размывать в сознании несовершеннолетних зрителей грань между понятиями добра и зла.

По существу, образ учителя Онидзуки интегрируется в сознание зрителей, более всего - несовершеннолетних, обеспечивается его интроекция в их сознание в качестве идеального образа для подражания, формируется собирательный образ «крутого взрослого», неразрывно связанный с безнравственностью, насилием, жестокостью и негативным маргинальным правосознанием, с курением табака (учитель Онидзука постоянно курит, причем необходимость сцен курения табака совершенно никак не обусловлена сюжетом мультфильма) и неумеренным употреблением алкогольных напитков, с отсутствием адекватной нравственной регуляции и с неадекватностью в поведении, с различного рода патологиями в психике, в том числе сексуальными патологиям и, с имманентным ему культом насилия и жестокости.

- Данный анимационный сериал также напрямую формирует в сознании зрителей установки и стереотипы насильственного, жестокого поведения, побуждающие к противоправным действиям, к жестокому обращению с людьми, формирует культ насилия и жестокости. Указанный сериал формирует у зрителей крайне негативные социально-психологические и нравственные установки, обеспечивают интроекцию в сознании зрителей (как несовершеннолетних, так и совершеннолетних) представлений о допустимости и нормальности насилия и жестокости, способствуют формированию негативного маргинального правосознания.

Наряду с этим, данный сериал способствует формированию в сознании детей извращенного образа взрослости, на который так или иначе ориентируется каждый ребенок, сверяя с ним свое настоящее и видя в нем свое будущее. В итоге у детей складывается недоверие (не всегда осознанное) к ближайшему взрослому окружению - включая родителей и учителей, утрачивается необходимое чувство психологической защищенности, что способно привести к глубокой невротизации растущей личности."

(С) Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета В.Т. Кудрявцев

Доктор педагогических наук, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» И.В. Метлик

О как!

Комментариев нет:

Отправить комментарий