понедельник, 9 марта 2009 г.

Омела, легенды и ритуалы



Настроение сейчас - прекрасное

Омела, легенды и ритуалы

В народе у Омелы много названий: ведьмино гнездо, птичья омела, зимние семечки, козьи орешки,птичьи орешки.

В Древней Скандинавии омела считалась растением мира. Ее ветвь вывешенная снаружи дома,обещала добросердечный прием. Ели врагам довелось встретиться под деревом, на котором она росла, то им полагалось сложить оружие и в этот день они больше не сражались. Омела также считалась грозовым растением, и ее присутствие в доме оберегало его от грома и молнии, а также и от ведьм и злых духов. Омела всегда считалась приносящей удачу и плодородием и учитывая все это она остается существенной составляющей, для украшения домов на рождество,правда церковь омелу не принимает. Видимо все дело в язычестве. Даже если кто-то случайно занесет веточку омелы в церковь по незнанию, увидевшей это священнослужитель ее тут же выносит вон. В Вустершире, где омела произрастает очень обильно, говорят, что нехорошо

срезать ее в любое время, кроме Рождества. До совсем недавнего времени было принято

оставлять рождественский венок в доме на весь год на счастье и заменять его на новый в канун Рождества. В некоторых районах побеги с такого венка давали первой отелившейся в этом году корове, чтобы призвать удачу на все стадо на следующие двенадцать месяцев. В Херефордшире приносить омелу в дом до утра Нового года считалось плохой приметой. В рождественских украшениях ее не использовали, а приносили для церемониального "сжигания куста".Согласно местной традиции, шар символизировал Терновый венец, и при помощи данного ритуала с поля изгонялся дьявол, предотвращалась болезнь растений, известная как"головня", и обеспечивался обильный рост пшеницы.

Наибольшей популярностью пользуется друидический обряд, касающийся омелы, выросшей на дубе, такую омелу удавалось найти очень редко, и когда друиды все таки отыскивали ее, то снимали омелу с дуба только при большом стечении народа, устроив торжественную религиозную церемонию. Дуб у друидов символизировал Верховное Божество, и поэтому все, что росло на нем было священным. Друиды дали омеле имя, означавшее "тот, который все исцеляет" (валлийский термин для омелы olliach, что означает все исцеляющий, гэльский термин, uile-ice, древнеирландский uile-iceadh, венетское выражение devr defhve - дубовая дебрь).

Обряд снятия омелы следовало устраивать на шестой день лунного месяца. Этот день выбирался по луне. Приготовив у подножья дерева все необходимое дляжертвоприношения и торжественной трапезы, к месту события приводили двух белых быков, у которых впервые были связаны рога, т.е. они были впервые запряжены в ярмо. Жрец, одетый в белое, взбирался на дерево, отсекал омелу золотым серпом (только золотым, если срезать ее железным или стальным орудием - она потеряет свои волшебные свойства) и собирал ее в белый плащ. После этого жертвенных животных закалывали, моясь при этом богу Эзусу( по своим функциям соответствовал греческому Зевсу), чтобы он сделал жертву благодатной для тех, ради кого ее, собственно, и принесли. Друиды верили, что омела, если из нее приготовить соответствующий напиток,способна исцелить скот от бесплодия и послужить средством против всех ядов.

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и Фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли. Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой. В свое время, хотя сейчас может тоже, англичане были даже очень не прочь поцеловаться и при этом совсем не смущались. Даже если они были мало знакомы между собой, они все равно приветствовали друг друга таким приятным (но явно не для всех:) способом.

Существует даже такой обычай, можно сказать... Если девушка стоит под омелой, то она не вправе отказать в поцелуе ни одному пожелавшему его. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане,должен привести к неизбежному браку.

А земли омела не касается и по сей день: это растение-паразит, пускающее корни на ветвяхдругих деревьев. Таким образом омела, убившая Бальдра, сталахранительницей его жизни - и это отразилось в шотландском поверье о том, что судьба рода Хэй из Эррола (Пертшир) была связана с омелой, которая росла на дубе в их имении, находившемся неподалеку от Ферт-оф-Тей. Эмблемой Хэев была омела. Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба. Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых новым кинжалом, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи на все времена и сохранит своего владельца от гибели в бою. Это суеверие нашло свое отражение в стихах "Роберта-Рифмоплета", посвященных эррольскому дубу:

"Омела в дубовых ветвях прижилась,

А дуб полон соков и сил -

Суровые ветры трав не сомнут,

Пока их косарь не скосил.

Но если корень у дуба сгниет

И засохнут зеленые грозди -

Травою очаг зарастет,

разорят Вороны орлиные гнезда".

Если такой побег положить в колыбель, то он защитит лежащего в ней младенца от того, чтобы его украли и заменили на подкидыша злые феи.

Лекарственное применение омелы восходит к V в. до н. э. В I веке у Плиния мы находим, что омела хорошо помогает при эпилепсии и приступах головокружения. Иероним Бок (1498-1554) и П.А. Маттиолус (1501-1577) утверждают, что омеловая мазь лечит нарывы, язвы и гнойные раны, а Себастьян Кнайпп рекомендует омелу для остановки кровотечений и лечения нарушений кровообращения. Из всех этих возможностей применения народная медицина мало что использует, в основном пьют чай из омелы против легких нарушений сердечной деятельности нервного характера.

В античные времена омелу называли "золотой ветвью". (Легенда об Энее, который был должен принести золотую ветвь в жертву Персефоне, чтобы свидеться с умершим отцом ).Свежие листья омелы имеют ярко-зеленую окраску, а зрелые плоды - белую. Однако подсохшие листья ее приобретают жесткость и красивый зеленовато-желтый цвет, отчего она и стала называться Золотой ветвью. В средние века омеле приписывалась роль универсальной отмычки, а так же способность защищать от колдовства. В Австралии ветку омелы кладут на пороге, чтобы избавиться от кошмаров. В Англии крестьяне дают корове после отела пучок омелы для защиты от ведьм, чтобы они не испортили молоко. У народов Западной Европы до сих пор сохранился обычай подвешивать к потоку ветку омелы, сорванную на Рождество. У японских

айнов существовали сходные обычаи. Они считают ее лекарством от всех болезней, и

обладающей способностью повышать урожайность садов и огородов. Листья омелы мелко секут и высевают в землю вместе с семенами, сопровождая действо определенными молитвами. В пищу так же употребляют немного омелы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий