Девочка Настя всегда была везунчиком. В детском саду ее любили воспитатели. В школе - гордились педагоги. В секциях и кружках ставили в пример. К ней сами собой приплывали хорошие отметки, красивые вещи, любовь товарищей и готовность окружающих выручить из любой переделки.
Если то, что происходило в детском саду, вполне можно списать на хорошего воспитателя и ангельскую внешность маленькой Настеньки, то школьные успехи были достаточно удивительны. Девочка Настя ни особой одаренностью, ни усидчивостью не отличалась. Тщеславное выбивание оценок из несчастных учителей тоже было не ее стезей.
Тем не менее год за годом, на радость и изумление родителей, она приносила домой только пятерки и восторженные отзывы. Надо сказать, что такое положение вещей удивляло не только папу и маму отличницы. Учителя тоже пребывали в недоумении, видя предел девочкиных способностей. Но стоило Насте выйти к доске, как все сомнения исчезали. Может ли этот ребенок не получить пятерку? Нет! Точно нет.
Самым удивительным было то, что, несмотря на явную несправедливость такой оценки Настенькиных знаний, иногда просто вопиющую, одноклассники тоже души в ней не чаяли. И когда она все-таки не получила золотую медаль, это стало днем траура для всей школы.
Трезво оценивающие дочкины возможности родители не советовали ей подавать документы в престижный вуз. Но Настенька, нимало не сомневаясь, пошла в МГИМО. Узнавая об очередной пятерке на экзамене, мама только всплескивала руками и смеялась: "Это же просто морок какой-то! Что ты с ними делаешь? Гипнотизируешь?" Настенька тоже смеялась и шла на следующий экзамен - получать следующую пятерку.
Учеба в вузе давалась девушке даже легче, чем постижение школьных наук. За время студенчества к преданным одноклассникам присоединились не менее преданные одногруппники. Компания почитателей разрослась. И это было очень кстати. Настенька, поздний ребенок, начала беспокоиться о здоровье родителей. Но лишь только ее беспокойство принимало конкретную форму, из недр дружеского круга обязательно возникал кто-нибудь и предлагал прекрасное обследование (лечение, профилактику) у лучших врачей, в лучших клиниках и совершенно бесплатно. Что тоже не могло не радовать, хоть особого значения и не имело.
После института Анастасия чрезвычайно удачно устроилась на работу. В России, но в прекрасной компании, на ключевом месте, с высоким и постоянно растущим окладом. Да кому и поднимать оклад, как не ведущему специалисту Анастасии Кирилловне? Кого и куда вела Настя, так и осталось загадкой.
Она вышла замуж. Против ожидания, не за олигарха или успешного бизнесмена. Но ее муж, очень талантливый молодой фотограф, был умен, спокоен и очень предан ей. Все общим хором заключили - принц.
Семье понадобилась квартира. Ни у ее, ни у его родителей ресурса не нашлось. Доходы молодой семьи, хоть и были высоки, при московских ценах позволяли рассчитывать лишь на средне-ближнее Подмосковье. Но тут в дело опять вмешались друзья. Как, наша Настенька, и вдруг уедет из Москвы? Несправедливость! Как-то сразу нашлись деньги на первый взнос в банк. Естественно, надолго и без процентов. Была куплена "двушка" практически в центре.
Но начался кризис. Разогнали Настенькину работу. Ипотека была под угрозой. Надо сказать, что в их компании не одна Настя потеряла работу и не у одной ее семьи возникли трудности с жильем. Но даже люди, сами находящиеся в таком же положении, приложили все силы, чтобы с Настей не случилось беды. И это притом, что ни раньше, ни теперь Настя ни о чем никого не просила!
Службу нашли в неделю. И еще краше предыдущей. В кризис. На оплату ипотеки тут же собрали деньги на случай чего. Слава Богу, пока у Настиной семьи не возникла в них необходимость. Но если вдруг.
Мама и папа считают Настину везучесть чудом и относятся к ней даже с некоторой опаской. Друзья принимают как должное. Муж смеется, но настолько обожает свою везучую жену, что не задумывается над этим ее свойством. А нам стало интересно, в чем коренятся истоки данного феномена?
Комментарий психолога Варвары Сидоровой:
Когда что-то происходит один раз, это может быть случайностью. Когда дважды - совпадением. Но если что-то происходит раз за разом, приходится признать, что это закономерность, движимая каким-то внутренним мотором.
Удачливость нашей героини - не случайность, а закономерность, получившаяся вследствие совпадения природных задатков и воспитания. То есть не в результате сознательного усилия, приложенного ее родными или ею самой, а от того, что разные вещи сошлись в удачную конфигурацию.
Никто ничего не понял, и все решили, что это вышло само собой. В головах у людей возникает ощущение, что она достойна чего-то, и не дать ей это просто невозможно, не помочь нереально.
Для того чтобы у окружающих возникло подобное ощущение, оно должно, в неосознанном виде, существовать в голове героини истории. И она умеет бессознательно транслировать эти свои ощущения людям.
Во-первых, у нее в голове есть то, что в психологии называется "уровнем притязаний" (это неосознанное ожидание: "мне в жизни полагается то, то и это", "я этого достойна"), а во-вторых, встроенная внутри уверенность, что люди будут помогать, и это само собой разумеется. Кроме этого, ей присущи фантастически отстроенные коммуникативные навыки, которые дают возможность не просто дать людям понять, что она нуждается в помощи, но и в ответ на помощь подарить ощущение, что они, помогая ей, совершают правильный для них самих поступок.
Поскольку этот способ поведения приносил хорошие результаты, он закреплялся и совершенствовался. И во всякий кризисный момент эти коммуникативные механизмы стали первым, что включается.
Наверняка, когда она просто рассказывала друзьям о своих проблемах (что естественно), она этот рассказ (ненамеренно) выстраивала таким образом, что там звучало "я нуждаюсь в помощи". Хотя прямых просьб и не было.
Эта удачливая судьба - следствие удачного характера, плюс бессознательно выработанных коммуникативных навыков.
Такие навыки, в какой-то степени, может развить в себе каждый. Нужно просто взять и проанализировать те ситуации (возможно, самые малозначительные), когда мы нуждались в помощи и люди (иногда совсем не близкие) сами, без наших просьб, предлагали нам помощь.
Попробуем вспомнить, как мы тогда себя вели. В первый момент покажется, что ничего необычного в нашем поведении не было. И тогда надо подробно воспроизвести в памяти: говорили ли мы в этот момент с кем-либо, куда и как мы смотрели, что, как нам кажется, выражало наше лицо (растерянность, злость, досаду, беспомощность). Постепенно, анализируя эти маленькие ситуации, мы начнем понимать, на какие наши проявления и как реагируют люди.
Так же совершенно небесполезно задать себе вопрос: в какой ситуации я помогу незнакомому человеку? Кого я выберу для оказания помощи? При прочих равных, если и ваши возможности и их потребности будут одинаковы, кому не захочется помогать? И почему?
Попробуйте на себе те способы поведения, которые присущи человеку, которому вам захотелось помочь. При этом важно помнить, что нами рассматривается не ситуация просьбы (понуждения к помощи), а самостоятельное возникновение желания помочь.
Наша задача: научиться не требовать и не выцарапывать помощь, а вести себя так, чтобы окружающим самим хотелось эту помощь вам оказать. В некоторой мере эта наука доступна каждому.
суббота, 14 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий