К сожалению, сегодня поговорить по душам (или, точнее договорить) у нас уже не получится. Я прошу прощения у тех, кому пока не ответил на комменты к предыдущему посту, но сейчас есть дела поважнее.
Поговорить спокойно в нашей богоспасаемой стране вообще удается не слишком часто.
Не дают.
Итак, перед нами - та самая икона, о которой идет речь вот в этой статье. Богоматерь Корсунская-Торопецкая из Русского музея.
Photobucket
А это - описание состояния ее сохранности.
Икона «Богоматерь Торопецкая и Никола», XIII-XIV в.,
дерево, левкас, темпера, 82,5 х 60,5 х 3,0, инв. № ДРЖ-2093.
Икона двусторонняя, выносная. Рукоять утрачена. Изображение одной из сторон утрачено до основы.
1. Лицевая сторона с изображением Богоматери с младенцем:
Ковчег обычный. По стыку досок сквозная трещина с выкрошками левкаса и подвижными нависающими фрагментами (под профзаклейками) и бучениями паволоки внизу. Грунт хрупкий, связь с красочным слоем и паволокой ослаблена. Нависающие фрагменты левкаса также на стыках с торцевыми шпонками. Утраты левкаса до паволоки у левого края и справа на поле и лузге. Многочисленные гвоздевые отверстия со старой олифой, некоторые замастикованы. Имеются поздние вставки грунта, наиболее крупные по правой лузге и в нижней части иконы. По краям вставок (особенно в левом нижнем углу и на правой лузге внизу) отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы. В левом верхнем углу жесткое вздутие левкаса около надписи. На правой ручке Христа живопись утрачена до подготовительного рисунка. На его ножке, а также руках и лике Богоматери - пробные расчистки. В правом верхнем углу на поле участок записи. Многочисленные утраты и потертости красочного слоя, особенно на уровне ножек Христа. Выкрошки красочного слоя на правой руке Богоматери и на уровне глаз справа на мафории. Утраты тонированы. По всей поверхности пятнадцать профилактических заклеек.
Свежих повреждений нет.
На нижней шпонке под левой рукой Богоматери царапина, в правом нижнем углу - инвентарный № красной краской.
Торцы:
Торцевые шпонки. По торцам гвозди и гвоздевые отверстия. Царапины и потертости.
1. Вторая сторона:
Сохранились ковчег, фрагменты паволоки с грунтом и частично красочным слоем (в основном на правом поле). На нижнем и левом полях отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы. Клей и гвоздевые отверстия в среднике. Слева внизу одна бумажная наклейка. Семь профилактических заклеек по всей поверхности. На нижнем поле инвентарный № синей краской.
Художник-реставратор Е.В.Азарнина
Художник-реставратор М.М.Бушуев
Художник-реставратор И.В.Халбаева
Ознакомлены:
Заведующий отделом
древнерусского искусства И.Д.Соловьева
Я специально ничего не убираю под кат и даю вам всем возможность как следует вчитаться в этот текст.
Думаю, что не нужно быть ни реставратором, ни хранителем, ни историком искусства, для того чтобы понять, что предмет в таком состоянии не то, что перевозить - трогать руками лишний раз не стоит.
Можно задаться вопросом - как дошла она до жизни такой? Может, ее красные комиссары со всего размаху оземь швыряли? Или музейные сотрудники по ночам поливали водой и гвоздиками расковыривали? Или дело в том, что ее просто ПЛОХО ХРАНИЛИ - как смеет утверждать господин Вигилянский, который, не будучи сам ни реставратором не хранителем, самонадеянно берется оценивать работу и тех и других?!
Нет, друзья мои. Это, всего-навсего, время и это... как его... аутентичное использование. То бишь, использование предмета в тех целях, ради которых он был создан.
Что - будем использовать дальше? Потому что - «наша» - была, есть и будет? Захотим - молиться будем, а захотим - в канаву выбросим?
Или, может быть, рука всё-таки дрогнет?! А совесть - проснется?!
Впрочем, вопросы аутентичного и неаутентичного использования в этом случае можно явно вынести за скобки. Равно как и вопрос о том, нужно ли использовать вплоть до превращения в полный прах ветхие церковные предметы, или всё-таки стоит дать им покой в музеях и древлехранилищах. Потому что ни Полоцкий Спасо-Ефросиньев монастырь, в который эта икона когда-то была вложена, ни Торопецкий Корсунско-Богородицкий собор, в котором она находилась, ее всё равно не получат. А получить ее должна новопостроенная (!) церковь Александра Невского в элитном коттеджном поселке Княжье озеро (!) в Истринском районе Подмосковья. Пока на год. Впрочем, через год возвращать, я думаю, будет уже нечего.
История эта, именно благодаря своей вопиющей беспардонности, очень четко показывает подоплеку всех подобных требований. Ту же самую, которая была и в истории с Троицей. Никто не собирается восстанавливать никакой историческую справедливость, идти навстречу "интересам верующих", и совершать прочие подвиги благочестия. И граждане, которые возьмутся мне рассказывать, как именно нужно использовать православные святыни, на сей раз могут отдохнуть - за забор «элитного коттеджа» их все равно не пустят. Просто кому-то из чиновников (или олигархов - впрочем, их так трудно отличить друг от друга) захотелось заполучить очередную дорогостоящую и престижную «элитную» игрушку (страховочной ценой 10 миллионов евро, между прочим) - вроде швейцарских часиков или итальянской гоночной машинки. Так же, как годом раньше, кому-то из них хотелось эффектного перформанса. Ведь мы их уже давно приучили к тому, что получают они всё, что захотят, не правда ли?
Причем то, что за тихим и ничем особенно не примечательным «православным бизнесменом» Сергеем Шмаковым, озвучившим это дикое требование, стоит кто-то из больших новоявленных «господ», со всей очевидностью показывает тот беспрецедентный нажим, который в настоящее время оказывается на руководство Русского музея. Может, имеет смысл выяснить, кто еще обитает в этом поселке? Дабы нашелся настоящий виновник «происшествия».
Виновник, по настоятельной просьбе которого, вероятно, Его Святейшество благоволили подписать вот это письмо...
Photobucket
...а господин Колоев - вот это.
Photobucket
По имеющимся сведениям, освящение церкви Александра Невского с приделом во имя Корсунской иконы Божьей Матери должно состояться 5 декабря - то есть, практически через неделю. В это время икона уже должна находиться в храме. Но некоторые шансы на ее спасение вроде бы еще есть - если процедура выдачи пойдет легитимным путем, то есть, через реставрационный и фондово-закупочный советы, как это принято в Русском музее. И советы эти, кажется, уже даже назначены на начало следующей недели.
Впрочем, все зависит еще и от того, устоят ли сотрудники музея перед тем нажимом, который на них оказывают - если, конечно, директор музея В.А. Гусев не примет решение о выдаче единолично, в обход легитимной процедуры.
Не знаю, может ли общественность сделать хоть что-то в этом вопиющем случае, но в одном я уверен: общественность должна знать о том, что происходит у нас на Родине. И постоянно примерять ситуацию на себя.
Вчера они «потехи ради» колотили на свадьбах своих детишек эрмитажные сервизы. Сегодня они уродуют наши города и требуют «поиграть» древние иконы (за слово «поиграть» я извиняться не буду, ибо в «благочестие» жителей этого «коттеджного поселка» может поверить только такой чистый и наивный человек, как господин Вигилянский).
Если завтра им придет охота играть в футбол головами ваших детей - не говорите, что вас не предупреждали.
Как всегда в подобных случаях - прошу перепоста. Пока топ Яндекса еще существует, должен же он приносить хоть какую-то пользу?
И еще одно - если кого интересуют исторические подробности, то следующим постом я помещу историческую справку об иконе, составленную моей коллегой из Русского музея - Ириной Александровной Шалиной.
Tags: Богоматерь Торопецкая, на помощь!
Link
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий