пятница, 19 июня 2009 г.

О болезни, известной Адаму и Еве

Она может заставить тебя покинуть жизнь. В ее силах лишить тебя сна. Своих жертв она выбирает без особого пристрастия. Ей безразлично кто ты - олигарх или бомж. Ведь для нее главное - заставить тебя мучаться.

О лечении депрессии и формах его проявления мы поговорим с православным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук, профессором московского Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям Дмитрием Авдеевым.

Депрессия известна со времен грехопадения Адама и Евы. В Священном Писании она описывается на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида. Современное понимание депрессии, как болезни начинается с середины девятнадцатого века.

- Депрессию порой называют болезнью цивилизации. Расскажите, как она проявляется?

Психиатрами в свое время была описана так называемая депрессивная триада: тоскливое настроение, замедленное мышление, двигательная заторможенность. К другим проявлениям болезни относят нарушение сна, плохой аппетит, утрату прежних эмоциональных реакций, отсутствие интереса к жизни, ощущение собственной неполноценности, мысли о самоубийстве. Если эти симптомы сохраняются более двух недель, требуется медицинское вмешательство.

- Есть ли медицинское обоснование причин возникновения депрессии?

Естественно. Депрессия возникает, зачастую, в результате соматических заболеваний. Иногда она заложена в "естестве". Этот вид недуга не связан с жизненными обстоятельствами и причиной его проявления порой становится наследственность. Есть депрессии и скрытые. Они, как правило, проявляются различными телесными недомоганиями. Так, однажды ко мне обратилась больная, которая жаловалась на щемящие боли в сердце, тошноту, аритмию и головокружение. По ее словам у нее были и сопутствующие болезни - язва, мочекислый диатез, остеохондроз. Правда, в истории болезни пациентки все было представлено в более радужных красках. Как оказалось - язва двенадцатиперстной кишки давно зарубцевалась, и терапевты не видели причин для беспокойства. Мочекислый диатез был выражен незначительно. Из беседы с женщиной я сделал вывод, что ее болезни - не мираж. Только страдала она не телесными недугами, а душевным. А точнее сказать скрытой депрессией. Стоит отметить, что есть и еще одна причина возникновения депрессии - это нервные потрясения.

- В научных трудах, посвященных депрессии ничего не говорится о грехе. А ведь именно он, в большинстве случаев становится причиной возникновения недуга. Или я не права?

Конечно, правы. Причем, до научных психиатрических наблюдений касательно происхождения депрессии святые отцы досконально изучили этот недуг. К примеру, они точно и достоверно описали причины возникновения невротической депрессии. Определив ее греховными страстями уныния и печали. Первой страсти, зачастую, предшествует леность, праздность, самовлюбленность. Вторая - это всегда сожаление о потерянном или не сбывшемся. Уныние и печаль, как правило, подстерегают не окрепших в вере. Эти страсти порой хозяйничают в душе тех, кто отвергая Небесное, накрепко прилепился к земному. Собственно говоря, это закономерное следствие философии гедонизма, жизни "в свое удовольствие".

- Насколько мне известно, уныние и печаль является греховным бременем не только для мирян, но и монахов.

Причем, избавление от этих страстей, во все времена требовали от монахов неимоверных сил. Так, во времена древних отцов-пустынников бес искушал их обычно около полудня. Когда солнце стояло в зените, и от жары тело и ум слабели. Монахам казалось, что труды их бесполезны, появлялась боязнь, что заболеешь, и помочь на старости лет будет не кому. Тем не менее, по утверждению святых отцов, ни одна страсть не доставляет подвижнику столько венцов, как уныние и печаль. В борьбе с ними познается, кто как служит Богу - нелицемерно или лукаво и нерадиво. Соответственно этому и награждается.

- Вы говорите о борьбе с депрессией, как о духовном подвиге. Как же сразить этот недуг на повал?

Как врач, я, конечно, облегчаю страдания пациентов медикаментами, беседами, да и просто человеческим участием. Признаться, удовлетворение от приема больного наступает лишь тогда, когда заходит разговор о душе, о вере и покаянии. С согласия пациента мы пытаемся оценивать симптомы болезни с духовных позиций. Ведь единственно правильный путь к исцелению от нервности, уныния, печали и обретения душевного мира лежит через истинную Православную веру. Поэтому пациентам я рекомендую регулярно посещать богослужения, причащаться и исповедоваться. Наряду с этим, несомненно, важны непродолжительный отдых, физическая активность, разумное и душеполезное общение. Нелишне будет пройти курс и общеукрепляющей терапии. Кроме того, в аптеках продаются препараты на основе трав. При неглубоких депрессиях их можно принимать самостоятельно. Так же благотворно влияет на нервную систему изюм, курага, мед.

"Здоровая газета", июль 2007. Минск

беседовала Елена Добровольская

  

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий