понедельник, 15 июня 2009 г.

Как воспитать родителей?

На своем любимом сайте наткнулась на статейку, в которой оень любопытно раскрыта мысль о том,что воспитывая своих детей нельзя забывать о собственной жизни, интересах иначе наши скудные интересы делают жизнь наших детей также скудной, ограниченной и безрадостной. Итак собственно статья...



Развитие родительской личности   

Для любого ребенка, который тщится воспитать своих родителей, самой желанной целью является вырастить из них взрослых людей. И весьма немногие могут этого добиться. Одним из главных препятствий здесь становится нежелание самих родителей взрослеть.



Самое горячее желание очень многих из них - снова стать детьми. Они рисуют себе идиллические картины детства: как будто бы ребенок живет в мире без забот и ответственности, как будто бы окружает его только любовь, нежность и преданность. Нежелание помнить правду, однако, не настолько глобально, чтобы в его веру в счастливое детство не закрались кое-какие сомнения. Они дают о себе знать даже в самом обыденном: стоит так и не повзрослевшему взрослому постареть - он становится требовательным, ворчливым, раздражительным, - как все кругом начинают говорить, что "он впал в детство".



Возможно, тут-то и стоит ввести некоторые пояснения к употребляемым нами терминов. Бывают старые дети и дети юные. Дети могут становиться родителями после периода пубертата, но это совершенно не обязательно. Некоторые родители не становятся взрослыми людьми никогда, просто со временем они вырастают до взрослого состояния. Одни выросшие дети становятся взрослыми, о другие - просто старыми. У старых выросших детей могут оказаться взрослые дети. Как видите, ситуация запутанная и требует отдельного исследования.



Короче, необходимо всячески способствовать взрослению отца или матери, иначе они так и могут остаться простыми "большими, выросшими детьми", которые уже достаточно описаны в литературе, но взрослыми так никогда и не станут. Судя по всему, наиболее охотно этой частью родительского воспитания занимаются подростки. Главным образом, заключается оно в том, чтобы не дать родителям закостенеть в их склеротическом состоянии. И если их не тормошить, то они обязательно закостенеют. Чтобы обеспечить родителям необходимую для их блага подвижность, ребенок делает из себя источник нескончаемых проблем - любых: нравственных, интеллектуальных, материальных, сердечных. В движение приводится все, все начинает крутиться, все переворачивается с ног на голову. Фронт работ грандиозен и требует от ребенка всех его сил, всю его энергию. Иногда, даже - слишком много энергии и сил. И действительно, обычно родители не отдают себе отчета в том, чему только не подвергает себя ребенок ради них - и никакой признательности взамен.



Случается, ребенок артачится, а то и вообще "выдает" чуть ли не параноидальные реакции. Столь неблагодарный труд могут взвалить на свои плечи лишь дети, готовые платить за воспитание своих родителей чуть ли не своей жизнью.



В качестве случая из практики приведем пример одной швейцарской семьи. Очень буржуазная, следующая устоявшимся правилам, с чрезвычайно суровым семейным укладом, эта семья "закатала" каждого из своих членов в бетон определенных социальных предрассудков.





В пятнадцать лет старший из мальчиков, примерный ребенок, с которым до этого времени не было никаких видимых проблем, госпитализируется с острым приступом анорексии. Врачи настаивают на полной изоляции и запрете общения с родителями.



Болезнь сына производит на обоих родителей очень тяжелое впечатление. Отец еще глубже уходит в свою привычную жизнь, мать же начинает думать, думать и... видеть сны. И пока она думает, ее начинают посещать мысли о чрезмерной суровости семейных устоев: на самом деле, в семье все строгим образом определено - у каждого есть свое место и каждому предписано определенное поведение, темы разговора определены раз и навсегда, желания лицензированы, определена даже диета (вегетарианская и макробиотическая). Что же касается снов, то их можно было разделить на две категории: страшные сны с ужасающими сценами увечий и членовредительства, причиняемых ее детям, и в особенности двум ее сыновьям, и разнузданные сны, эротические, в которых этой изысканной даме предлагались самые невообразимые партнеры, выделывающие с ней нечто чрезвычайно шокирующее.



В течение года мать постепенно начинает изменять в жизни семьи то, что ей открылось в процессе ее "думания", тем временем старший сын быстро выздоравливает.



 



На следующий год совершенно выздоровевший старший сын пытается сдать вступительные экзамены в престижную высшую школу во Франции, блистательно сдает их и уезжает в Париж учиться.



В том же самом году у младшего сына, которому тоже уже пятнадцать, начинают проявляться все нарастающие признаки отвращения к любому виду деятельности. Развлечения утомляют его так же, как и учение. Его начинают мучить жестокие мигрени, всю зиму - бронхиты, все лето - понос. Три дня из семи он проводит в постели, никого не хочет видеть, но ни на шаг не отходит от родителей, даже когда у него каникулы. Мать отвела сына к психотерапевту, отец не возражал, но энтузиазма участвовать в этом предприятии не проявил. Мальчик вежливо, но твердо отказался от лечения, причем сделал это так умело, что вместо него к психотерапевту решила обратиться мать.



Спустя некоторое время старший мальчик возвращается домой, и при молчаливом согласии всех трех мужчин в доме мать продолжает свой курс лечения у психотерапевта, причем дома ее всячески подбадривают, и ни под каким предлогом не позволяют пропускать сеансы. Если это необходимо, то старший сын сам отвозит ее в город на машине. Муж предлагает ей самой сесть за руль. Она боится экзаменов, но сдает на права. Сначала ездит на машине только в магазин, потом ей начинает это нравиться, и муж решает купить машину специально для нее. Тем временем младший сын доходит до такого состояния, что практически не может больше продолжать учение. Ситуация застывает на мертвой точке, но тут мальчик принимает странное решение. Он действительно решает бросить школу и стать поваром, как дальний его дядя по материнской линии, к которому он некогда ездил на каникулы. Его дядю - простого, веселого бонвивана - слегка презирало это педантичное протестантское семейство крупных промышленников, вечно заботившихся о своем социальном статусе. Мальчик, правда, не обратился к своему дядюшке, а нашел место ученика повара в местной гостинице. Начиная с этого момента он встает в пять утра, едет на работу на мотороллере - вне зависимости от погоды: мигрени, ангины, проблемы с пищеварением прекратились, и он исправно каждый день ходит на роботу.





Мать, которая сначала пришла в ужас от действий сына, постепенно "отходит", а так как ей стало ясно, что дети могут без нее обходиться, то начинает заниматься собой. Поскольку мать обрела благодаря машине свободу передвижения, она стала ездить по окрестностям и завела удивительную связь с хозяином гаража. Тот открыл ей, что такое половая жизнь, когда это действительно жизнь. Дама, хоть и завела интрижку, продолжала нежно любить своего мужа и хотела познакомить его со своими новыми открытиями, но боялась шокировать этого закоснелого пуританина, который всегда был чрезвычайно сдержан во всем, что касалось секса. Она предприняла некие слабые попытки. Муж был удивлен, но удивлен приятно. И они продолжили постижение сей науки, но уже совместно.



Мальчики поняли, что родители постепенно высвобождаются из той зависимости, в которую они к ним попали, что они перестают зависеть от их душевного состояния, здоровья, что родители, судя по всему, занялись активной личной жизнью, богатой и интересной, и решили послать их на какое-то время в Италию. Да и самим им нравилась перспектива остаться одним в доме и впервые взять на себя ответственность за маленьких сестер, испытать независимость. Родители согласились но этот "выпускной экзамен" и через полтора месяца вернулись счастливые и загорелые с "дипломом о высшем образовании" института человеческого взросления...



Жанна ван ден Брук "Руководство для детей, у которых трудные родители".http://www.rustoys.ru/psycholog/JBruk.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий