Чтобы лечение принесло результат, должно быть выполнено самое главное условие - наркоманы не должны лечиться вместе! Наркомания передается и поддерживается между молодыми людьми не хуже любой заразной болезни. А заразную болезнь невозможно вылечить без изоляции! Российские наркологи считают, что при совместном лечении эффективность не превышает 5-10% (чтобы не говорилось в рекламе). При индивидуальном лечении и правильно организованном охранительном режиме эффективность может достигать 60%.
Психология больного наркоманией сильно отличается от психологии обычного человека. По словам самих наркоманов, это абсолютно другой мир, другие интересы, никаких привязок к нормальной жизни. Это своя "культура" со своим языком и своими обычаями. Понятно, что на первом месте в этом мире стоит наркотик. Существует такое понятие, как "наркоманский стереотип мышления". Этот стереотип поддерживается не только наркотиком, но и другими наркоманами, их общением между собой. Сами наркоманы рассказывают, что могут, издалека взглянув на человека, узнать наркомана. И что уже сам вид наркомана может вызвать у них тягу к наркотику.
Не стерев этот стереотип, т.е. не убрав из головы наркоманские мысли, желания, привычки, больного не вылечить. А стереть его, когда он вновь и вновь поддерживается и восстанавливается другими наркоманами - соседями по палате - невозможно. О чем говорят между собой пациенты, когда рядом нет врача? В основном о наркотиках. Вот воспоминания пациентов, после группового лечения в разных медицинских центрах, которые мы взяли на http://forum.rehab.ru/:
"...Когда я попала в Клинику Якова Маршака, что было по инициативе моих родителей, она была широко разрекламирована. Там у меня сразу взяли море анализов, в том числе анализ на генетическую предрасположенность к наркотикам. Я проходила каждый день психологическое тестирование. Мне внушали программу оздоровления различными треннингами. Наша группа состояла практически из моих сверстников, тогда герик был в моде и многие подростки на этот героиновый бум удачно подсели. В группе была такая же пара челов, как и я, которым это лечение было фиолетово. Мы каждый день на треннингах планировали будущие мутки, меня просветили в области правильного и беспалевного торчания. Мантр мы там никаких не пели. . На самом деле всё гон, что половина лечащихся у Маршака понастоящему возвращаются к нормальной жизни. Пол моей группы, как оказались дома, вместе со мной мутили... И, сомневаюсь, что другая половина не поступила так же..разговоры там были о торче. Ребята стихи хорошие писали.. и мечтали о предстоящих вмазках..."
А вот воспоминания другой пациентки о лечении в центре Назаралиева:
".После 9 вечера (последняя капельница) мы были предоставленны сами себе, кто то бухал кто-то план курил (я курила), а Игорек сварил литровую банку чифира и пил на балконе, зашел в комнату а на нем лица нет всего трясет - мы за врачем. Поздно уже врачи все разошлись пока откапали дежурного врача ему совсем поплохело давление упало ниже плинтуса. Но все тогда закончилось благополучно. Охранники за пачку сигарет (Мальборо Парламент) выпускали и впускали (бегали к барыгам и они ясен пень об этом знали) Когда барыги подходили они тонким красным фонариком светили на белый потолок болкона (часть дома с болконами общими примыкала к забору) и кто-то из нас спускался. Это я пишу к тому чтоб показать какая дисцеплина была как за нами следили."
Если такое происходит в таких дорогостоящих центрах, то же тогда творится в остальных? Безусловно, врачам известно, что групповое лечение малоэффективно, тем не менее, в России нет индивидуального лечения, т.к. его обеспечение в стационарных условиях слишком дорого.
Сами наркоманы говорят, что пережить ломку не самое трудное, труднее избавиться от постоянных мыслей о наркотике, от ощущения, что без них чего-то не хватает. Для обозначения этого состояния в среде наркоманов есть даже специальное слово - "хотюньчик". Что же такое этот "хотюньчик"? Просто каприз наркомана? Оказывается, нет.
Всем известно, что такое эпилепсия. При этом заболевании небольшая часть клеток головного мозга (она может иметь совсем небольшие размеры), образно говоря, "сходит с ума". Время от времени они выдают разряды возбуждения, которые охватывают весь головной мозг. В результате человек теряет контроль над собой, мышцы охватывает судорога, он падает, бьется в конвульсиях и теряет сознание. В медицине эти "сошедшие с ума" клетки носят название генератора патологической активности. Примерно такой же генератор образуется при наркомании. Условно его можно назвать Генератором Влечения к наркотикам. Его возбуждение так же может охватывать весь головной мозг и вызывать неконтролируемое, всепоглощающее желание принять наркотик. Именно активность генератора приводит к постоянным, навязчивым мыслям о наркотике. Без лечения такой Генератор может сохраняться годами, даже если человек все это время наркотики не принимает.
Задача врачей этот генератор погасить. Чем чаще он включается, тем сильнее становится. Если он долгое не включается, то может и вовсе погаснуть. При групповом лечении, когда генератор влечения к наркотикам постоянно активизируется другими наркоманами, как бы не старались врачи, они ничего с этим поделать не могут. У пациентов пролечившихся вместе с другими наркоманами этот генератор влечения к наркотикам так и остается активным. Поэтому, как правило, для того чтобы хоть как-то увеличить эффективность лечения, по его окончанию врачи вынуждены принимать дополнительтные меры, например, вводить больному наркоблокатор.
При индивидуальном лечении, когда пациент не видит других наркоманов, когда благодаря правильно подобранному лекарственному лечению, специальным занятиям, психотерапии пациент даже не вспоминает о наркотиках и даже не видит наркоманских снов, генератор влечения к наркотикам постепенно гаснет. Для уменьшения риска пациент в течение нескольких месяцев продолжает принимать подобранный ему антидепрессант, который предупреждает вспышку генератора. Современные антидепрессанты не обладают побочными эффектами и могут приниматься несколько месяцев, с постепенным понижением дозы. К тому времени генератор влечения к наркотикам полностью исчезнет.
Кроме того, при индивидуальном лечении пациент должен обучаться у психолога или психотерапевта правильным психологическим настройкам: как настраиваться при случайной встрече с наркоманом, как настраиваться ежедневно. При правильном лечении без контакта с другими наркоманами, у больного через некоторое время возникает желание прекратить всякое общение с людьми, употребляющими наркотики. Он добровольно соглашается, что на какое-то время после окончания лечения (от 2-3 месяцев до полугода) ему необходим так называемый охранительный режим. Это система мероприятий, исключающая даже случайную встречу с людьми, которые могут спровоцировать прием наркотика. Как правило, на это время с пациентом постоянно находится кто-то из родственников. Помочь родственникам может и кто-то из друзей пациента, ведущих трезвый образ жизни, после предварительной консультации. Постепенно пациент сам начинает объективно оценивать свои силы и привыкать к самостоятельной жизни.
Достигнуть этого при групповом лечении практически невозможно. Наркоманский стереотип мышления и поведения так и останется в голове наркомана.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий